Особенности бухгалтерского учета в ТСЖ (Санкт-Петербург)

[26.11.2016 в 17:43]

Ситуация с обслуживанием многоквартирных домов в Санкт-Петербурге долгое время была плачевной. Мы наблюдали старые коммуникации, поломанные лифты, ободранные стены в подъездах. Изначально было понятно, что решить эту проблему можно только тогда, когда за ремонт и содержание подъездов будут отвечать сами жильцы. Так появилась идея создавать в Санкт-Петербурге Товарищества собственников жилья (ТСЖ) – специальные некоммерческие организации, объединяющие владельцев квартир для коллективного управления и материального обеспечения многоквартирных жилых домов.

Но создать ТСЖ – это еще полдела. Теперь нужно подумать, кто будет вести бухгалтерский и налоговый учет этой структуры. Нужно ли учреждать отдельную вакансию бухгалтера ТСЖ или поручить это аутсорсинговой компании?

К услугам тех, кому больше по душе вариант аутсорсинга, компания «Дуэнья», работающая в Санкт-Петербурге и других российских городах.

Для начала напомним, что с 1 сентября 2014 года новые ТСЖ открываются уже в виде товариществ собственников недвижимости (ТСН), но открытые ранее товарищества регистрировать по-новому не нужно.

Бухгалтерский учет ТЖС в Санкт-Петербурге

Давайте разберемся, что же представляет собой бухучет ТСЖ, чем именно должен заниматься бухгалтер.

Главным источником финансирования этих структур являются целевые поступления в виде взносов членов товарищества. Они являются обязательными.

Для учета всех средств, поступающих в ТСЖ, используют счет 86 «Целевое финансирование». Как вести аналитический учет по данному счету? Это делается по источникам поступления денег, а также их назначению. Вот почему к этому счету следует открывать субсчета второго и третьего порядка, учитывая специфику основной деятельности организации и особенности документооборота. На счет 86 следует зачислять и прибыль от предпринимательской деятельности, если таковая имеется.

Виды целевых поступлений

Налоговый учет ТСЖ учитывает, что на банковские счета Товариществ поступают следующие средства:

  • взносы членов ТСЖ (они покрывают текущие расходы по обслуживанию, содержанию и ремонтным работам в пределах общего имущества многоквартирных домов);
  • коммунальные платежи (платежи за коммунальные услуги собственников квартир);
  • целевые взносы (средства на дополнительные расходы целевого назначения, например, на благоустройство территории или охрану);
  • вступительные взносы;
  • поступления из бюджета (жилищные субсидии, дотации, компенсация льгот на оплату коммунальных услуг и т. п.);

Смета доходов и расходов ТСЖ

Основным документом для некоммерческих организаций является смета с учетом доходов и расходов. Такую смету составляют каждый год, учитывая планируемые поступления и расходы. Утверждают смету во время общего собрания членов ТСЖ, в нее могут входить следующие разделы:

1. Доходная часть:

 1.1.Целевые поступления:

  • бюджетные поступления;
  • взносы членов Товарищества;
  • прочие поступления.

1.2. Доходы от предпринимательства.

2. Расходная часть:

2.1. Содержание и работы по обслуживанию общего имущества:

  • зарплата персонала, выполняющего хозяйственное, техническое и административное обслуживание дома (выплачивается по трудовым и гражданско-правовым договорам)
  • расходы на техническое обслуживание, санитарное содержание и управление недвижимостью, реализуемое сторонней организацией;
  • расходы на инвентарь;
  • расходы на материалы;
  • расходы на содержание правления ТСЖ;
  • коммунальные услуги на содержание общего имущества;
  • расходы на канцелярские принадлежности и почту;
  • расходы на повышение квалификации обслуживающего персонала, покупку специальной литературы;
  • расходы на приобретение основных средств;
  • расходы на содержание и починку основных средств;
  • резерв на восстановление и замену основных средств;
  • расходы на консультационные услуги;
  • расходы на банковские услуги;
  • расходы на служебные разъезды;
  • земельный налог или плата за аренду земли;
  • расходы на страхование имущества;
  • членские взносы ТСЖ как участника союза, ассоциации или клуба.

2.2. Ремонт жилфонда:

  • капитальный ремонт и текущие ремонтные работы на строительных конструкциях здания;
  • текущие ремонтные работы и капремонт инженерного оснащения;
  • резерв на ремонт жилфонда.

2.3. Другие расходы:

  • премии персоналу;
  • материальная помощь;
  • прочие расходы.

Особенности учета основных средств

Владельцами жилищного фонда в ТСЖ (Санкт-Петербург) выступают собственники квартир, которым также принадлежит доля в общем имуществе дома. Получается, что жилфонд не может принадлежать ТСЖ как юридическому лицу, а, значит, его не нужно отражать в бухгалтерском балансе организации.

Также следует отметить, что, составляя налоговую отчетность ТСЖ, объекты основных средств, не относящиеся к жилищному фонду, но купленные за счет средств ТЖС, нужно причислять к прочим основным средствам. Это, например, оборудование, мебель, приборы, офисная техника, объекты внешнего благоустройства. Для формирования первичной стоимости прочих основных средств используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Когда Товарищество занимается предпринимательством (сдает помещения в аренду, размещает наружную рекламу на здании, получает какие-либо вознаграждения от сторонних организаций и т. д.), то учет иных основных средств, используемых для уставной деятельности и для предпринимательской, нужно вести раздельно. Поэтому к счету 01 «Основные средства» открываются субсчета 01-2 «Прочие основные средства, используемые в уставной деятельности» и 01-3 «Прочие основные средства, используемые в предпринимательской деятельности».

Поскольку уставная деятельность ТЖС не предполагает производство, то амортизация не может рассматриваться налоговым учетом ТСЖ в качестве элемента себестоимости продукции. Поэтому все основные средства в балансе ТЖС следует показывать по их первичной стоимости, вплоть до списания. Износ учитывается на забалансовом счете 010.

Учет расходов по смете

Когда средства целевого финансирования направляются на содержание ТСЖ, это оформляется проводкой по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы». Счет 26 обобщает информацию об административных, хозяйственных и прочих расходах, связанных с уставной деятельностью.

Расходы на целевые мероприятия учитываются так: дебет счета 86-2 в корреспонденции со счетом 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т. п.

Предпринимательская деятельность. Учет расходов

Некоммерческие организации должны раздельно учитывать расходы по уставной и предпринимательской деятельности. Все расходы ТЖС следует поделить на прямые и косвенные. Прямые – это расходы, связанные с ведением какого-то одного вида деятельности, а косвенные относятся сразу к нескольким видам деятельности либо обеспечивают деятельность организации в принципе. В свою очередь учет прямых затрат нужно вести по 3 группам:

  • расходы на уставную деятельность организации вообще;
  • расходы на реализацию конкретных целевых программ;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Косвенные расходы можно учитывать на субсчете счета 26, а по итогам месяца все накопленные косвенные расходы распределяются пропорционально между уставной и предпринимательской деятельностью. При этом состав косвенных расходов, подлежащих распределению между видами деятельности, должен быть подтвержден документально, но ТСЖ может самостоятельно определять способ распределения косвенных расходов. Способы могут быть следующими:

  • на предпринимательскую деятельность выделяется сумма косвенных расходов, учитывая удельный вес выручки от реализации товаров или услуг в общем объеме средств, поступивших на счета некоммерческой организации;
  • учитывая в общем фонде оплаты труда удельный вес расходов на зарплату работников, занятых в данном виде предпринимательства.

Каждый месяц финансовый результат от предпринимательской деятельности со счета 90 «Выручка», субсчет «Прибыль/убыток от продаж», списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». После завершения года при составлении годового отчета счет 99 закрывают. Бухгалтер ТСЖ должен сделать следующую последнюю запись декабря: чистая прибыль или убыток за год со счета 99 списывается на кредит или дебет счета 84.

Бухгалтерская и налоговая отчетность ТСЖ

Товарищества собственников жилья в Санкт-Петербурге подают упрощенную бухгалтерскую отчетность. Он таких организаций требуют:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчеты о результатах финансовой деятельности;
  • отчеты о целевом использовании средств.

В последнем указывается следующее:

  • остатки средств, поступившие в виде взносов;
  • поступление средств за отчетный период;
  • расход средств за отчетный период;
  • остаток средств к концу периода, за который подается отчет.

Также следует отметить, что ТЖС в разделе «Капитал и резервы» в форме бухгалтерского баланса вместо статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включают группу статей «Целевое финансирование».

Если ТЖС ведет предпринимательскую деятельность, то у товарищества возникают налоговые обязательства. Налогообложение происходит по упрощенной системе.

Стоит ли создавать целую вакансию бухгалтера ТСЖ, платить налоги, отпускные и премии – решать вам. В качестве удобной и более экономной альтернативы в Санкт-Петербурге можно воспользоваться услугами компании «Дуэнья». 


Новость размещена администратором: Евгений



123